Процесс должен быть эволюционным и выгодным для самого бизнеса, с упором на низкую инфляцию, являющуюся ключом к росту доверия валют союза.

Рост использования национальных валют в межгосударственных взаиморасчетах внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) упирается в необходимость низкой инфляции, заявила заместитель председателя Центрального банка РФ Ксения Юдаева, выступая на XII международной конференции «Евразийская интеграция». «Снижение инфляции, которое мы сейчас наблюдаем в России и ряде стран ЕАЭС, – это первый важный фактор в этом направлении. Если мы не обеспечиваем низкую инфляцию и за счет нее высокий уровень доверия к нацвалютам, то нормального использования нацвалют во взаиморасчетах не будет, и мы останемся с высоким уровнем долларизации национальных систем, которые есть в странах ЕАЭС», – пояснила банкир. При этом она подчеркнула, что регуляторы стран союза двинулись в этом направлении, и это отрадно. Сам процесс дедолларизации взаимной торговли в ЕАЭС, по ее мнению, должен быть в первую очередь выгоден коммерческим структурам.

Только тогда мы получим действительно органический рост в направлении роста использования нацвалют во взаиморасчетах, отметила г-жа Юдаева. С ней полностью солидарен председатель совета центра стратегических разработок (ЦСР) и экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин, за небольшим исключением – региональной валютой может быть только рубль. «Кроме рубля, остальные валюты [стран – участниц ЕАЭС] не конвертируемы. Масштаб торговли между нашими странами в 2012 году был 67 миллиардов долларов, по итогам 2016 года – 42 миллиарда. Это не тот объем, который определяет судьбу рубля и другой валюты, как валюты межстрановой, резервной валюты для существенного обмена», – пояснил свою позицию глава ЦСР. Россия не так давно прошла для себя такой критический момент, как девальвация, продолжил г-н Кудрин, и в силу своей зависимости от нефти и частично геополитических вызовов такая валюта не становится удобной во взаимной торговле. «Чтобы рубль стал такой валютой, мы должны то, что Ксения [Юдаева, зампред ЦБ РФ] говорит, сделать низкую инфляцию, ввести строгие макропараметры и уменьшить зависимость от нефти и конъюнктуры, которая может нашу валюту опрокинуть. И это проблема не только для России, но и для Казахстана», – подчеркнул спикер.

В своей стратегии развития России, которую готовит ЦСР, для выхода на 3-4% рост экономики требуется удвоение несырьевого экспорта до 2023 года. За 15 лет надо увеличить несырьевой экспорт в три-четыре раза, и только тогда его объемы сравняются с сырьевым, считает г-н Кудрин, что сделает диверсификацию экономики России состоявшейся. Интеграция, продолжил финансист, входит в одно из пяти важнейших мест в определении будущих темпов роста России, поскольку является главным проводником международной торговли. «Если бы мы сняли все изъятия из торговли, в том числе нетарифное регулирование, у нас есть расчет, мы бы торговлю внутри ЕАЭС увеличили на 25% в ближайшие несколько лет. От нее, правда, выиграли бы другие страны. Армения – до 6%, Беларусь – около 12,5% к ВВП за счет уменьшения ограничений, Кыргызстан – 7,5%. Казахстан и Россия – всего в пределах 1%. Но Казахстан и Россия должны сделать этот шаг, чтобы усилить наше сотрудничество и продемонстрировать, что серьезно относятся к этому союзу. Например, допустить к государственным закупкам компании наших стран», – подчеркнул экс-министр финансов РФ.

За счет объема госзакупок в России можно стимулировать использование рубля на пространстве ЕАЭС. Другим фактором роста использования рубля, по мнению г-на Кудрина, могут стать новые санкции. «Сейчас последний закон о санкциях, три или четыре дня назад опубликован новый список санкционный. У нас в России пока его недооценивают. Это новый, более качественный, жесткий вариант санкций. Кто-то сказал: вот смотрите, сколько там предприятий, меньше, чем в предыдущем списке. В отношении этих предприятий, которые попали в список, другие требования. Если только американским компаниям по старым спискам нельзя было сотрудничать с российскими компаниями, то теперь США заявили что любая компания мира, если она будет вести операции с этими российскими компаниями, попадут в санкционный список. Они выставили угрозу компаниям других стран.

И сегодня это создало новое напряжение. Сейчас выясняют, как эти санкции будут действовать. Это ограничивает возможность нашего общения с другими странами, кроме того, в список попали крупные известные компании. Это вызов в том числе и нашей интеграции. В этой связи РФ будет вынуждена больше использовать рубль в расчетах. Возможно, это вынужденно подстегнет использование рубля в межрегиональной торговле», – добавил глава ЦСР. Тем не менее, путь к дедолларизации внешней торговли в ЕАЭС должен быть эволюционным, уверен финансист. Административный подход в этом вопросе будет означать, что мы обложили новым налогом население на те риски транзакционные и курсовые, которые сейчас присутствуют, – резюмировал он.

Источник abctv.kz