Президент Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости перехода на новую экономическую модель, раскритиковав отечественных экономистов. О том, какая модель необходима нашей стране для успешного развития, порассуждали известные казахстанские эксперты, сообщает tengrinews.kz .
Независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев надеется, что новый экономический курс станет курсом на повышение ценности человеческого капитала.
"Это то, что очень важно и нужно и что на самом отличает нас от богатых и развитых стран, - производительность труда и ценность человеческого капитала. У нас много природных ресурсов, много полезных ископаемых. Мы много продаем, у нас есть валютные доходы от продажи нефти и других природных ресурсов. Но нам не хватает кадров, не хватает повышения квалификации, полноценной программы развития человеческих ресурсов, которые смогли бы поставить нас наравне с развитыми странами. На это, я считаю, будет сделан основной и главный упор", - прокомментировал Чеботарев.
Ставку на развитие человеческого капитала аналитик считает стратегическим направлением. Вместе с тем Чеботарев упомянул и про текущие задачи в сфере экономики, которые требуют решения.
"Я надеюсь, будет поставлена точка в высокой базовой ставке, состоится переход к более мягкой денежно-кредитной политике, что вернет кредитный импульс в экономику. Надеюсь, будут пересмотрены в сторону сокращения расходы бюджета, потому что мы очень сильно залезаем в наш Национальный фонд, нашу "тумбочку" обслуживания долга и так далее", - добавил эксперт.
На тему того, какой может быть новая экономическая модель в Казахстане, в своем Telegram-канале порассуждал политический обозреватель Газиз Абишев.
"Востребованный во всем мире минерал из волшебной скважины вряд ли будет найден. Туристам со всего мира Казахстан не станет вдруг интересен так, как мировые культурные столицы и пляжные комплексы. С логистикой тоже не все так просто. В конце концов все может прийти к старой доброй содержательной индустриализации, но не шапкозакидательски, с удаленным разрезанием ленточек пару раз в год, а через поддержку нескольких крупных национально ориентированных компаний (что-то вроде чеболей) с частным владением и крепким государственным контролем. А может, удастся заманить несколько международных корпораций-производителей под суперльготные условия?" - предположил Абишев.
По мнению политолога, заводы, на которых люди могут с утра до ночи выматываться, получая стабильную зарплату, являются одним из фундаментальных гарантов социальной стабильности. Главное тут - правильно выбрать, как их построить и на какое производство ориентировать.
"Не исключено, что придется идти на компромиссы с зарубежными государствами, чтобы убедить их встроить наши заводы в свои производственные цепочки, чтобы они оправдывали себя", - написал Газиз Абишев.
Свое видение новой модели описали и аналитики Desht. Эксперты пояснили, что являются противниками "технократического подхода" в этом вопросе.
"Новая модель должна объединять граждан, строиться на непротиворечивых принципах, которые они разделят. Современные государства чрезмерно реагируют на информационный шум в медиа, который создают небольшие, но громкие группы с крайними взглядами. Нас беспокоят не они, а молчаливое и сдержанное большинство.
Многие политики и эксперты не верят в потенциал казахстанцев, относясь к ним уничижительно. Действительно, есть немало свидетельств "иррационального" экономического поведения, неполного соблюдения законов и высокого запроса на господдержку. Отсюда и привлекательная идея патернализма: от попыток "управлять" экономикой и географией до "модернизации общественного сознания".
Но есть и другие причины такого поведения: культура, слабость государственных институтов, позволявших обходить правила, а также обычный здравый оппортунизм ("дают – бери"). Большинство казахстанцев живут своей жизнью, редко соприкасаются с государством и имеют целую сеть невидимых взаимоотношений. В некоторых аспектах (например, готовность сотрудничать с незнакомцами) пока не хватает жизненного опыта, но казахстанцы адаптивны, это появится по мере смены поколений в городах", - заявили аналитики.
Кроме того, казахстанцы сейчас, по словам Desht, это уже другое поколение с иными ожиданиями. 80 процентов еще были детьми или даже не родились, когда рушился СССР. Они формировались в благоприятных 2000-х и при цифровой открытости мира. Население снова молодеет, становится более городским.
"Социал-популистская повестка привлекательна, но большинству казахстанцев нужны не запугивания потрясениями и унижающий чувство собственного достоинства патернализм. Гражданам нужна экономическая надежда, что они смогут реализовать себя в "Жаңа Қазақстан", - объяснили аналитики свое видение.
По мнению Desht, новая модель должна строиться на уважении разработчиков к гражданам, оптимизме и вере в то, что:
- Казахстан сможет выстоять как независимое, сильное и процветающее государство без культа личности;
- наши ценности и наша культура уникальны, ведь инновации рождаются на стыке. Многообразие — наше преимущество, а не риск;
- каждый человек имеет право на жизнь, свободу и частную собственность;
- все равны перед законом и судом;
- политические и экономические свободы неделимы, разделение властей оправданно;
- децентрализация важна: чем ближе чиновник к гражданину, тем прозрачнее и эффективнее решения;
- мир и порядок может обеспечить только сильное государство, способное защитить своих граждан от угроз извне и внутри;
- граждане заслуживают здоровую рыночную экономику, потому что они лучше распоряжаются своими средствами, чем чиновники чужими. Это относится и к социальному блоку, где качество обеспечивается свободой выбора;
- справедливая конкуренция достаточна для устранения подавляющего большинства общественно-политических и социально-экономических проблем.
Как пояснили в Desht, эти принципы позволяют раскрыть гигантский нереализованный потенциал миллионов граждан. Они также избавят государство от несвойственных ему ролей, которыми оно обросло за десятилетие, сосредоточив его на стратегических функциях, без которых развитие страны невозможно.
Источник tengrinews.kz