Красивая цифра «0%» на рекламных баннерах автосалонов звучит, как мечта: сегодня берешь машину, платишь — вроде бы только ее стоимость, без переплат банку. Но все ли так просто? На практике за нулевой ставкой часто скрываются особые условия, которые не афишируют в рекламных буклетах: от обязательного каско до завышенной цены автомобиля и короткого срока кредита.

Обрезанный Снимок Автодилера Дающего Планшет Клиенту Рядом Миниатюрной Машиной — стоковое фото

Фото:depositphotos.com

Чтобы разобраться, как на самом деле устроены «автокредиты под 0%», кому они выгодны, а кому — нет, мы поговорили с экспертами и разобрали, что важно проверить, прежде чем поставить подпись в договоре.сообщает banki.ru.

Автокредит под 0%: реальность или рекламный трюк

Программы с субсидированной процентной ставкой действительно существуют и по форме предоставления соответствуют классическим кредитным продуктам, говорит руководитель продаж «еКредит» Никита Марголин. Подобные предложения традиционно встречались в линейках банков, сотрудничающих с автодилерами и автосалонами. Однако нельзя сказать, чтобы это было массовой историей – более распространенным в сегменте автокредитования было все же частичное субсидирование автопроизводителем ставки до определенного уровня (больше чем 1% годовых), добавляет руководитель направления экспертной аналитики Банки.ру Инна Солдатенкова.

Основное отличие «автокредита под 0%» от других продуктов заключается в крайне низкой ставке — порядка 0,1% годовых. Как правило, срок кредитования в рамках подобных программ короче, чем у стандартных автокредитов (около 12 месяцев), а требования к первоначальному взносу — выше (до 60–80% в зависимости от модели автомобиля). Это связано с тем, что автопроизводители частично компенсируют стоимость займа, снижая тем самым финансовую нагрузку на потребителя, но стремятся минимизировать риски.

Работает это так: автопроизводитель берет на себя компенсацию банку процентов по кредиту, тем самым делая условия покупки автомобиля более привлекательными, объясняет директор департамента финансовых услуг ГК «Автодом» Дмитрий Мольков. Такие программы запускаются не на постоянной основе и не на весь модельный ряд. Важным моментом является то, что поскольку проценты по кредиту субсидируются со стороны автопроизводителя, данные условия доступны только у официальных дилеров на те марки автомобилей, которые официально представлены на рынке.

Важно! Ситуация с программами автокредитования под 0% напоминает субсидируемые программы ипотеки от застройщиков с процентными ставками 0,1% или 0,01%. Такие ставки действуют при повышении стоимости квартиры, а в рассматриваемом случае с транспортными средствами — на 20–30%, отмечает заместитель директора департамента в «РАД» Александр Баутин.

Какие банки предлагают автокредиты с 0% и какие условия для заемщика

На российском рынке автокредиты с нулевой ставкой предлагают несколько крупных банков — практически каждый на особых условиях. Например, Совкомбанк требует использование специальной карты, Росбанк (ныне группа Т-Банка) — оформление полиса каско, а Драйв Клик Банк — наличие страховки от угона и полной гибели транспортного средства. Также такие кредиты предлагает и Авто Финанс Банк.

Сейчас, как правило, под такие кредиты попадают китайские бренды (например, Chery, Exeed и Geely), обращает внимание начальник управления автокредитования Ингосстрах Банка Андрей Еременко. Отличием может быть ограничение по размеру первоначального срока (например, не менее 70–80%) и срока кредита (12–24 месяца).

«Субсидированные кредитные программы уже давно стали устойчивым инструментом стимулирования продаж на автомобильном рынке. Выгодные условия по таким программам бывают в периоды снижения спроса, когда автопроизводителям необходимо поддерживать плановые объемы реализации», — поясняет Никита Марголин.

Автокредит без процентов: где подвох

На первый взгляд, предложения с нулевой процентной ставкой выглядят очень заманчиво, особенно в сегменте автокредитования. Однако важно понимать, что за привлекательными цифрами на баннерах часто скрываются нюансы, которые существенно влияют на итоговую сумму выплат.

  • Во-первых, так называемые «0% в первый месяц» — это распространенный маркетинговый прием. Ставка действительно может быть нулевой только в течение первого месяца, но уже со второго проценты значительно возрастают. Без внимательного изучения графика платежей и условий договора легко попасть в ловушку.
  • Во-вторых, есть ситуации, когда проценты фактически «зашиты» в цену автомобиля. Формально банк предоставляет кредит под 0%, но сам автомобиль оказывается дороже, чем при оплате наличными. В результате клиент платит ту же переплату, просто в завуалированной форме.
    Также стоит помнить о комиссиях и дополнительных платежах. Это могут быть сборы за обслуживание счета, страхование, опции, комиссии за изменение условий договора и так далее. Все это существенно влияет на конечную стоимость кредита.
  • Наконец, страхование. Оно часто предлагается как обязательное условие. Формально клиент может отказаться, но в таком случае ставка возрастает. Важно заранее понимать, какие именно страховые продукты включены и можно ли от них отказаться без ущерба для условий займа.

Примеры скрытых переплат по «беспроцентным» кредитам

Как пример, автомобиль стоит 800 тысяч рублей, но при беспроцентной программе его продают за 900 тысяч рублей, 0% только на первый месяц или год, а после окончания льготного периода процентная ставка резко возрастает — скажем, до 20–25% годовых. При этом банки параллельно навязывают страхование жизни, страховку каско, сервисное обслуживание или другие дополнительные услуги, иначе кредит не одобрят или одобрят под завышенные проценты. При этом, несмотря на 0% по кредиту, банками могут взиматься комиссии за оформление, выдачу кредита или другие услуги, а также предъявляться повышенные требования к заемщику, такие как высокая подтвержденная заработная плата, рабочий стаж или обязательный первоначальный взнос в 50%, рассказывает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.

Поэтому главный совет — не торопиться с покупкой. Потратьте 20 минут на детальный разбор условий договора — это гораздо выгоднее, чем потом годами переплачивать за то, что казалось «выгодной акцией».

Чек-лист: какие условия чаще всего скрыты за красивой фразой «0% годовых»

Чтобы не попасть в ловушку и понимать, за что именно вы платите, мы собрали чек-лист типичных подводных камней, которые чаще всего сопровождают «беспроцентные» автокредиты.

  • Повышенная цена автомобиля. Автомобиль с «беспроцентным» кредитом часто стоит дороже, чем при покупке за наличные. Разницу закладывают в цену, чтобы компенсировать банку упущенные проценты.
  • Большой первоначальный взнос. Часто банки требуют взнос от 50% до 80% стоимости машины, чтобы минимизировать свои риски и уменьшить тело кредита.
  • Короткий срок кредита. Такие программы почти всегда ограничены 6–24 месяцами, чтобы переплата оставалась скрытой в других платежах.
  • Обязательное оформление страховок и дополнительных услуг. Каско, страхование жизни, помощь на дороге, сервисные пакеты — без них ставка 0% просто недоступна. А иногда даже отказаться формально нельзя без увеличения процентов.
  • Ограниченный список моделей и комплектаций. Чаще всего нулевая ставка распространяется только на определенные модели, часто — прошлогодние, складские остатки или машины с низким спросом.
  • Маркетинговые ловушки в графике платежей. Иногда ставка 0% действует только первый месяц, а начиная со второго превращается в стандартные 15–25%. Нужно внимательно изучать кредитный график.
  • Комиссии и скрытые сборы. Даже при нулевой ставке банк может брать плату за оформление, обслуживание счета, досрочное погашение или другие «сервисы».
  • Повышенные требования к заемщику. Низкая ставка часто доступна только клиентам с идеальной кредитной историей, подтвержденным высоким доходом и официальным трудоустройством.
  • Запрет на досрочное погашение без штрафов. Иногда условия программы включают запрет на закрытие кредита раньше срока или требуют компенсацию «потерь» банку при попытке досрочной выплаты.

Главная задача покупателя — понять, какова реальная цена автомобиля и какие дополнительные услуги включены в тело кредита: страхование жизни, карты помощи и так далее. Проверить фактические условия несложно. Для этого достаточно воспользоваться независимым онлайн-калькулятором с расчетом аннуитетных платежей — он позволит оценить переплату по кредиту на основе вводимых параметров.

Также можно запросить цену автомобиля при полной оплате за наличный расчет — это поможет сравнить, насколько выгодны условия предлагаемой кредитной программы с учетом возможных скрытых надбавок или скидок. Особое внимание стоит уделить наличию платных услуг, чтобы избежать неожиданных расходов — отказаться от них можно с помощью письменного заявления, советует Артем Москалев, сооснователь финтехкомпании Ivitech, специализирующейся на финансировании таксопарков в крупных городах России.

Если кредит действительно беспроцентный, что будет при его досрочном погашении

В соответствии с законодательством, заемщик имеет право на досрочное погашение кредита без уплаты штрафов или комиссий — любые ограничения в этом вопросе являются незаконными, говорит Никита Марголин.

«Тем не менее в практике кредитования существует мнение, что досрочное погашение может косвенно повлиять на последующие решения банка при рассмотрении новых заявок», — отмечает эксперт. Хотя эти риски не подтверждены официально и не зафиксированы в правилах оценки заемщиков, некоторые кредитные организации действительно принимают во внимание характер предыдущей кредитной истории, включая частоту и сроки досрочного закрытия займов.

«Какой смысл досрочно гасить кредит, полученный по ставке около 0% годовых? Лучше пользоваться им максимально возможный срок, а свободные денежные средства положить, например, на депозит и получать доход по высокой ставке. Если уж есть желание досрочно погасить беспроцентный кредит, то лучше выждать хотя бы два-три месяца, чтобы по данному кредиту сформировалась хотя бы минимальная история платежей», — советует Дмитрий Мольков.

 Автор Елена Сухих

Источник banki.ru